Немного об искусстве фотографии от Влада Шутова

Влад Шутов — классик фотографии нашего времени. Его портреты завораживают.

Небольшая цитата его слов о том, зачем мы снимаем. Подпишусь под каждым словом. Каждый фотограф должен стремится перейти из первого пункта во второй. Иначе, так и останешься ремесленником.

Что мы собственно фотографируем, когда снимаем?
Есть два ответа, которые часто определяют, получится фотография или нет.
1. Мы снимаем дерево, забор, кошку, цветок, девушку. И в этом случае у нас получится изображение какого-то из этих объектов. Правильное, технически безупречное, возможно. И чаще всего не интересное для зрителя…
2. Мы снимаем наше ВПЕЧАТЛЕНИЕ от объекта. И это, на мой взгляд, очень важно. В случае удачи зритель получит не протокольный снимок, но впечатление… Такие снимки нравятся.

Вспомните известную историю Пигмалиона с его Галатеей, — Пигмалион изваял статую прекрасной девушки, влюбился в нее, и Афродита (кажется) оживила статую.
Мы, фотографы, делаем все ровно наоборот. Мы берем живого человека (или другой объект) и превращаем его в набор пятен на плоскости, позволяя зрителю воссоздать этого живого человека/объект при рассматривании снимка. Отсюда следует простой вывод. Форма и только форма определяет, каким образом зритель «воскресит» человека в своем сознании/подсознании. Когда я говорю «форма», я имею в виду свет, цвет, конструкцию снимку, его композицию, фактуру объекта и т.д.
И я всячески призываю следить за формой, чтобы зритель увидел примерно то же, что видел фотограф. Старайтесь не перегружать снимок лишними формами, не затрудняйте его восприятие зрителем.
О впечатлении. Задайте себе вопрос, что заставило вас нажать на спуск именно в этот момент, снять именно этот сюжет? Ответ один – впечатление, которое на вас произвел объект в этот момент, который выделил именно в этот момент именно этот объект — забор, закат, девушку, кошку — из сонма других заборов, закатов и прочего.
Впечатление появилось, но его нужно как-то превратить в форму, «зашифровать» на плоскости. Попробуйте понять, что именно является главным, что именно произвело на вас впечатление? Интересный рисунок забора, тень от него, интересный свет? Необычные цвета заката? Улыбка Джоконды у девушки, разрез ее глаз? Поняв суть впечатления, вы будете иметь шанс правильно «зашифровать» его в адекватную форму и получить снимок, который, возможно, произведет впечатление и на зрителя.



Пожалуйста, не скачивайте фотографии. Их можно купить или просто попросить у меня, написав на e-mail: sergey@antropoff.ru Спасибо за понимание.